Аннелизе Хайгл-Эверс, Франц Хайгл, Юрген Отт, Ульрих Рюгер «Базисное руководство по психотерапии» 1998 год

Аннелизе Хайгл-Эверс, Франц Хайгл, Юрген Отт, Ульрих Рюгер - Базисное руководство по психотерапии - 1998 год

Автор: Аннелизе Хайгл-Эверс, Франц Хайгл, Юрген Отт, Ульрих Рюгер

Год: 1998

В руководстве известных немецких специалистов впервые подробно излагаются методические подходы и специфика различных модификаций психоаналитической терапии, рассматриваются особенности терапевтической тактики на различных этапах лечения, а также приводятся примеры клинических случаев и рассматриваются вопросы эффективности психотерапевтического процесса.
Книга представляет особый интерес для специалистов в области психотерапии и клинической психологии.

Организационно-методические вопросы реформ в российской психотерапии
Предисловие
Предисловие научных редакторов

ОЧЕРК ПСИХОАНАЛИЗА И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

КОНЦЕПЦИИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О БОЛЕЗНЯХ
1. О теории конфликта в психоанализе
1.1. Ранняя модель психического конфликта
1.2. О развитии учения об инстинктах
1.3. От топографической к структурной модели
1.4. Об инстанции Ид
1.5. Структура Эго
1.6. О структуре Суперэго
1.7. Новые модели психического конфликта

2. Нарциссизм и самость
2.1. Нарциссизм в понимании Фрейда
2.2. Отношение между нарциссизмом и развитием влечений
2.3. Введение понятий саморепрезентации и объектной репрезентации
2.4. Подведение итогов

3. О теории объектных отношений
3.1. Основания объектной психологии по Фрейду
3.2. Ранние объектные отношения по Мелани Кляйн
3.3. Подходы Фейрнберна, Балинта и Винникотта
3.4. Подход Хартманна
3.5. Концепция Якобсон
3.6. Концепция отделения и индивидуализации Малера
3.7. Подход Кернберга
3.8. Результаты новейших исследований грудных детей и младенцев
3.9. Концепция психологии развития Лихтенберга
3.10. Концептуализация самости Д.Н. Штерна
3.11. Теория привязанности и ее значение для психотерапии
3.12. Выводы

4. Аффекты в психоаналитической теории и практике
4.1. Аффекты в учении Фрейда
4.2. Аффекты в концепциях Якобсон, Сандлера, Бреннера и Кернберга
4.3. Значение современных исследований аффекта
4.4. Значение аффектов в диагностике и терапии
4.4.1. Окончательная схема диагностики аффекта
4.5. Выводы

5. Заключительное слово о психическом конфликте

6. Психопатологии, обусловленные конфликтами
6.1. Патогенность эдипова конфликта
6.2. Регрессия, фиксация и патологическое образование конфликтов
6.3. О психодинамике депрессивных неврозов
6.4. Клинический пример
6.5. О психодинамике фобических неврозов
6.6. Клинический пример
6.7. Психодинамика неврозов навязчивых состояний
6.8. Клинический пример
6.9. О психодинамике истерических неврозов
6.10 Клинический пример
6.11. Выводы

7. Психопатологии, обусловленные развитием, и травматогенные патологии
7.1. Внутренние и интеракциональные иллюстрации структурных нарушений
7.2. Гипотезы о возникновении синдромов структурных нарушений
7.3. Клинический пример пограничных нарушений
7.4. Клинический пример нарциссического нарушения личности
7.5. Клинический пример психосоматического заболевания
7.6. Клинический пример патологии отношений у больных с зависимостью
7.7. Выводы

ДИАГНОСТИКА В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

1. История Катарины - введение в диагностическую беседу

2. О развитии вариантов диагностического подхода
2.1. Первичное психоаналитическое интервью
2.2. Биографический анамнез с точки зрения глубинной психологии
2.3. Структурированное интервью
2.4. Операционализированная психодинамическая диагностика
2.5. Сбор анамнеза в психосоматической медицине

3. Показательный обзор формирования клинических заключений
3.1. Семантическое толкование речевого поведения
3.2. О диагностике объектных отношений
3.3. Техники диагностического заключения
3.4. Клинические примеры
3.5. Выводы

МЕТОДЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

1. Предварительные замечания

2. Психоаналитическая индивидуальная терапия (психоанализ)
2.1. Базовая модель психоанализа
2.2. Средства и способы лечения
2.3. О регрессии
2.4. О переносе и контрпереносе
2.5. Сопротивление
2.6. Обстановка, в которой происходит лечение
2.7. Объединение для лечения и рабочий альянс
2.8. Основное правило
2.9. О технике толкования
2.10. Клинический пример

3. Глубинная индивидуальная терапия
3.1. Введение
3.2. Модифицированный треугольник опосредования понимания глубинной психотерапии
3.3. Терапевтический подход
3.4. Клинические примеры

4. Психоаналитическая интерактивная индивидуальная терапия
4.1. Введение
4.2. Терапевтические цели
4.3. О терапевтических мероприятиях
4.4. О восстановлении сотрудничества
4.5. Проявления переноса и контрпереноса
4.6. Терапевтический процесс и техники вмешательства
4.7. Терапевтический принцип «ответа»
4.8. Техника принятия на себя функций вспомогательного Эго
4.9. Терапевтический подход к аффектам
4.10. Выводы

5. Методы групповой терапии, применяемые в рамках аналитической психотерапии
5.1. Введение
5.2. О понятии множественности
5.3. К вопросу о понятиях «общественное» и «частное»
5.4. Терапевтическая группа как потенциал для изменений
5.5. Определяющие условия
5.6. Подготовка к групповой терапии
5.7. К вопросу о терапевтических целях
5.8. Средства и способы групповой аналитической терапии
5.9. Структура и процесс функционирования терапевтической группы
5.10. Работа группы и герменевтическая интерпретация терапевта
5.11. Отношения переноса, рабочие отношения, техники вмешательства

6. Аналитическая групповая психотерапия
6.1. Введение
6.2. Установки восприятия терапевта
6.3. Бессознательные фантазии в групповой терапии
6.4. Структура и процесс в аналитической группе
6.5. Перенос и контрперенос в группе
6.6. Терапевтические влияния в аналитической групповой терапии
6.7. Клинический пример

7. Глубинная групповая психотерапия
7.1. Введение
7.2. Специфика диагностического и терапевтического обращения с группой
7.3. Образование психосоциальных компромиссов
7.4. Установки восприятия и техники воздействия
7.5. Клинический пример

8. Психоаналитическая интерактивная групповая терапия
8.1. Введение
8.2. Рассуждение о показаниях к применению терапии и её результатах
8.3. Цели психотерапии
8.4. Специфика образа действий психотерапевта при использовании психоаналитической интерактивной групповой психотерапии
8.5. Терапевтическое обращение со структурой и процессом
8.6. Клинические примеры

9. Заключение
9.1. Этика в психотерапии

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Клинический пример

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

1. Теория
1.1. История развития
1.2. Актуальное теоретическое развитие
1.3. Психоаналитические концепты в рамках поведенческой терапии
1.3.1. Сопротивление
1.3.2. Бессознательное
1.3.3. Перенос

2. Модель расстройств и диагностика в поведенческой терапии

3. Цели терапии, планирование терапии и показания к ней

4. Терапевтические техники
4.1. Стимульный контроль
4.2. Контроль последствий
4.3. Моделирующее научение
4.4. Когнитивные методы

5. Связи между поведенческой терапией и психоанализом

6. Обучение и пост-дипломное обучение

7. Описание случая
7.1. Клиническая картина и симптоматика
7.2. История индивидуального научения
7.3. Поведенческий анализ
7.4. Диагноз
7.5. Цель терапии и план лечения
7.6. Течение терапии

КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ РАЗГОВОРНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

1. Теория
1.1. Историческое развитие
1.2. Представление теории
1.2.1. Теория личности
1.2.2. Теория нарушений и диагностика
1.2.3. Теория терапии
1.2.4. Дальнейшее теоретическое развитие
1.3. Разговорная психотерапия и психоаналитические концепции
1.3.1. Перенос
1.3.2. Бессознательное
1.3.3. Сопротивление и механизмы защиты

2. Методика терапии
2.1. Предложение отношений
2.1.1. Эмпатия (ечувствованное понимание)
2.1.2. Безусловное оценивание (неограниченное принятие)
2.1.3. Самоконгруэнтность (подлинность)
2.1.4. Дополнительные переменные
2.1.5. Сравнение предложения отношений в разговорной и в аналитической психотерапии
2.2. Эффективность, показания и интеграция
2.2.1. Эффективность
2.2.2. Показания
2.2.3. Интеграция

3. Обучение

4. Клинический пример
4.1. Симптоматика
4.2. Биография
4.3. Диагноз
4.4. Ситуация на начало терапии
4.5. Динамика неконгруэнтности и терапевтические импликации
4.6. Течение терапии
4.7. Измерение изменений и оценка течения терапии

ГИПНОЗ И АУТОТРЕНИНГ

1. Теория гипноза и аутотренинга
1.1. Историческое развитие
1.2. Актуальное состояние исследований
1.2.1. Теория гипноза
1.2.2. Психологические и физиологические результаты, остигаемые посредством гипноза
1.2.3. Психодинамические аспекты гипноза и аутотренинга

2. Лечение
2.1. Техника лечения, используемая при гипнозе
2.2. Техника лечения при помощи аутотренинга
2.3. Техника лечения при помощи градуированного активного гипноза
2.4. Цели лечения
2.5. Различные показания и результаты терапевтического исследования

3. Обучение, подготовка и повышение квалификации

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

1. Семья

2. Определение семейной терапии

3. Историческое развитие и школы семейной терапии

4. Техника лечения
4.1. Цели лечения
4.2. Определение проблемы и ее понимание: первые беседы
4.3. Терапия

5. Показания и противопоказания

СУПРУЖЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

1. О развитии супружеской терапии
1.1. Исторический обзор
1.2. Актуальное положение

2. Техники лечения